Реконструкция   Древности пруссов  АРЕАЛ КУЛЬТУРЫ ПРУССОВ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

АРЕАЛ КУЛЬТУРЫ ПРУССОВ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Первые систематизаторы древностей пруссов 0. Тишлер, Г. Кемке, Э. Холлак - называли их "Ostpreussische Graberfelder" и делили на культурные круги1. Разработанные О. Тишлером этапы прусской хронологии А-Е оставались абсолютным и неизменным критерием для последующих исследователей вплоть до начала 30-х годов XX в.2 Первым для юго-восточной Прибалтики понятие "археологическая культура" ввел К. Энгель3. В послевоенное время накопленный материал позволил конкретизировать границы прусской культуры прежде всего для первых веков нашей эры. Называя ее западнобалтской, Е. Окулич ограничивает ареал последней реками Пасленкой, Неманом и верховьями рек Омулев и Писса4. Из этих пределов в V в., по М. Качинскому, вычленяется судавская культура5. Для VI-VII вв. К. Энгель и В. Ла Бом считали границы прусской культуры постоянными, подразделяя ее на отдельные группы (самбийско-натангийская, вармийская и др.6). Подобного взгляда придерживалась и Ф. Д. Гуревич, полагая, что все древности бывшей Восточной Пруссии оставлены пруссами7. С этой точкой зрения согласился Е. Окулич8. Иное мнение, заключавшееся в размежевании культур Самбии и западной части Мазурского Поозерья, было высказано в 1932 г. К. Энгелем9. Косвенно его поддержал Я. Поверский, соотносивший этноним "пруссы" только с древними жителями побережья10. Обе оценки подтверждались анализом и сравнением как отдельных черт погребального обряда, так и некоторых наиболее, по мнению исследователей, показательных предметов инвентаря.
Современное состояние материала позволяет определить ареал прусской культуры на основе анализа массовых категорий находок и данных погребального инвентаря.
В пределах 11 "прусских земель" (по письменным источникам XIV в.), составивших впоследствии территорию Орденского государства, выделяется наряду с ареалами скальвов и ламатов западномазурский регион. Его территория - междуречье Лавы, Омулев и Писсы. Мазурская культурная группа VI- начала VIII в., возникшая на месте более ранней мронговской группы западнобалтской культуры (по Е. Окуличу), характеризуется следующим образом. Погребальный обряд - кальцинированные кости без остатков погребального костра, помещенные в урне или без нее в округлую яму, сопровождаются как обожженными, так и миновавшими костер вещами. Массовые категории, во многом родственные собственно прусским, тем не менее включают и предметы чуждого балтам происхождения. Мазурская культурная группа оставлена группой разноэтничных пришельцев со Среднего Подунавья, прибывших в VI в. на юго-западные рубежи прусского ареала для участия в янтарной торговле местного населения и Аварского каганата11.
Собственно ареал пруссов занимает междуречье Ногаты и Деймы. Погребальный обряд с рубежа VI-VII вв. - кальцинированные кости, рассеянные в остатках погребального костра в верхнем ярусе овальной ямы стандартной ориентировки (северо-запад- юго-восток), ниже - захоронение коня со снаряжением для верховкй езды. Если в VI -начале VII в. категории инвентаря представлены типами, восходящими к местным древностям IV-V вв., то с третьей четверти VII в. здесь появляется большое количество предметов, ранее связанных только с мазурской культурной группой. Данные хронологии пруссов, представленные выше, позволяют предполагать наличие в VI-VII вв. промежуточного этапа между местными древностями позднеримского периода (условно - культура эстиев) и полностью утратившими прежние традиции материалами VIII - XIII вв. Этот период можно с полной уверенностью именовать культурой пруссов.
Привлечение данных палеоклиматологии12, топонимики13, диалектологии н и демографии15 подкрепляет уже сделанные выводы об ареале прусской культуры VIII-XIII вв. Локализация Самбии и прилегающих земель, характерная для раннего средневековья, по объективным, прежде всего климатическим, причинам наметилась еще в эпоху неолита16 и существовала в раннем железном веке17.
На протяжении XIX-XX вв. не прекращалась дискуссия о происхождении и значении этнонима "пруссы", основные моменты которой изложены в 1987 г. В. В. Седовым18. На данном этапе изучения вопроса серьезного внимания заслуживает исследование О. Н. Трубачева, возводящего этноним "пруссы" к германскому "фризы", имевшему в период раннего средневековья более широкое относительно нынешнего значение. Ученый относит возникновение интересующего нас этнонима ко времени не позднее IX в.19 Культурные связи потомков эстиев с Западной Европой в VI - VII вв. достаточно известны20. Ввиду преобладающего распространения доорденских топонимов западногерманского происхождения в прибрежной полосе Калининградского залива21, мощного скопления памятников, оставленных полиэтничной дружиной22 в окрестностях торгового центра Трусо, упомянутого Вульфстаном в конце IX в. , можно вслед за О. Н. Трубачевым24 констатировать возникновение этнонима "пруссы" именно здесь. Эта территория ранее занималась носителями вельбарской культуры25. Появление в VI - VII вв. пластинчатых фибул с тремя "лучами", а затем однолезвийных клинков - "саксов" маркирует поступательное проникновение в землю потомков эстиев отдельных групп фризов, саксов и хавков26. Создание в VII в. на западных рубежах балтского мира полиэтничной дружины могло повлечь за собой появление топонима "пруссы". Он, не исключено, был связан с одним из этнических компонентов данной новой для юго-восточной Прибалтики социальной организации.
Письменные источники X-XIII вв. называют "пруссами" балтоязычное население27 побережья Калининградского залива и п-ва Самбия (Витланд)28. Лишь в одном из источников середины XIII в. этноним "пратены" (пруссы) не распространяется на жителей Самбии29.
На рубеже X-XI вв. появляется второй этноним жителей Калининградского п-ва, на этот раз балто-скандинавского происхождения30, - "сембы", производный от топонима "Самбия". Оба термина встречаются прежде всего в скандинавских источниках31 и являются билингвой. Данные понятия вторичны относительно этнонима "пруссы" по времени своего появления, однако соответствуют ему территориально Таким образом, ареал прусской культуры, окончательно сформировавшейся к началу VIII в., можно очертить в пределах береговой линии Калининградского (Вислинского) залива, п-ва Самбия, а также земель по течению рек Преголи, Прохладной и Лавы (средневековые области Самбия, Натангия и частично Бартия). Указанный ареал ограничен с юго-запада дельтой реки Ногаты и р. Джежгонью, с северо-востока - основанием Куршской косы. Только в конце XII-начале XIII в. пруссы начинают проникать в земли, расположенные к востоку от р. Деймы и к юго-востоку от р. Лавы. Нельзя упускать из виду то, что хронисты Ордена, проникнув в землю пруссов именно через реки Ногата и Джежгонь и завоевав Помезанию к 1263 г.33, распространили этноним "пруссы" на остальные прилежащие западнобалтские племена прежде всего из утилитарных политических соображений. Довольно точно в XIII в. восточную границу пруссов, осуществлявших в это время экономическую консолидацию соседних земель34, обозначает р. Арса (Писса)35.

1 Hollack E. 1908. S. LXXI.
2 Gaerte W. 1929, S. 260.
3 EngelC. 1932a. S. 15.
4 Okulicz L 1973. Rye. 167.
5 Kaczynski M. 1976. S. 255.
6 Engel C., La Байте W. 1937. S. 191, 192,
7 Гуревич Ф. Д. 1960. С. 413.
8 Okulicz ]. 1973. S. 469-471.
9 Engel C. 1932. S. 15.
10 Powierski J. 1965. S. 178.
11 КулаковВ. И. 1986. С. 145.
12 MagerF. 1960. Karte.
13 Werner H. 1938. Abb. 17.
14 Antoniewicz J. 1965. S. 523.
15 Schlutter 0. 1921. S. 19.
16 WahleE. 1918. Karte.
17 Okulicz L. 1976. Rye. 63.
18 Седов В. В. 1987. С. 398.
19 Трубачев О. Н. 1965. С. 19.
20 SturmsEd. 1950. S. 20; Werner]. 1933. S. 281.
21 HaftkaM. 1977. S. 252-261.
22 Кулаков В. И. 1988а. С. 121.
23 Scriptores rerum prussicarum. S. 733.
24 Трубачев О. H. 1965. C. 17, 19.
25 Wolagiewicz R. 1977. Rye, 40.
26 Кулаков В. И. 1988а. С. 127.
27 Вестенберг Ф. 1903. С. 146; Vita de S. Adalperti. 1962. Cap. 27. Галл Аноним. 1961. С. 33.
28 Кулаков В. И. 19876. С. 96, 97.
29 Мату зова В. И. 1979. С. 85.
30 КушнерП.И. 1951. С. 153.
31 Scriptores rerum prussicarum. S. 734: Muhlen В. 1975. S. 4-6.
32 Гуревич Ф. Д. 1960. С. 410.
33 Пашуто В. Т. 1958. С. 68.
34 Engel C., La Baume W. 1937. S. 192. 35 Топоров В. Н. 1975. С. 106.

<<  >>
Hosted by uCoz