Реконструкция   <<  Глава 6. Машины и механизмы

Глава 6. Ремесло.

Машины и механизмы

Машины, механизмы и сложные орудия труда Древней Руси до последнего времени оставались мало изученными п почти неизвестными. О них нет сведений в письменных источниках, а археологические находки давали мало материала. Раскопки русских городов в последние десятилетия, особенно раскопки в Новгороде, открыли массу новых источников и в области изучения машин и механизмов.
Среди механических приспособлении и машин, известных в Древней Руси, встречаются воздуходувные меха, подъемные рычажные механизмы, дрели и вороты, круговые точила и ручные мельницы, веретена и мотопила, колесные повозки и гончарный круг, толчеи И жомы, ткацкие и токарные станки, камнеметы, тараны, самострелы и многое другое.
Машины и механизмы в Древней Руси делались в основном из дерева. Вот какое определение машины дает Витрувий: "Машина есть система связанных между собой частей из дерева" (Витрувий М., 1963, с. 286). Это определение машин в отношении конструктивного материала оставалось верным не только в античности и средние века, но и в новое время, вплоть до XIX в.
Начнем с описаниия универсальных деталей машин, сделанных из дерева. Круг применения неторых из них в настоящее время еще не совсем ясен, но из других можно составить пары, узлы и даже целые агрегаты известных нам, а часто еще неизвестных машин и приспособлений.
Среди деталей машин встречаются: блоки, ролики,подшипники радиальные, подшипники упорные(подпятники), оси, валы, цапфы, вертлюги, клинья, валики, тяги, балансиры.
Например, в новгородской коллекции собрано 26 блочных колес от подъемных механизмов X - XIV вв. Все они имеют направляющий желобок для гибкой тяги(веревка, ремень, цепь). Диаметр блоков колеблется от 6 до 20 см, ширина наибоьшего блока 6 см. Диаметр отверстий для оси составляет 2,2 - 4 см. Блочные колеса делали, как правило, из древесины корневищ или капа (табл.102,1).
Радиальные подшипники как отдельная деталь(подобно современным подшипникам) неизвестны, но в отдельных тесинах и брусах имеется много круглых отврестий со следами вращения, иногда очень быстрого. На некоторых подшипниках сохранились следы смазки, а на других - следы обгорелости, возникшей при быстром вращении без соотвествующей смазки. Диаметр подшипников колеблется от 3 до 11 см.
Подшипники упорные (подпятники) представлены более чем 400 экз. (табл. 102, 7). На очень многих подпятниках гнезда опоры оси имеют обгорелость от быстройго вращения. Размер гнезда довольно однообразен: диаметр равняется 3-4 см, глубина от 2 до 4 см. С максимальной рациональностью использован материал подшипника - древесина. Большинство подшипников сделано из ствола дерева в том месте, где отходил сучок. Рабочее гнездо делали в корне сучка; это придавало детали наивысшую твердость и наименьшую изнашиваемость. Очень много деревянных подшипников найдено от ручных мельниц.
Цапфы осей и валов в основном были цилиндрическими и коническими, встречены также и коленчатые цапфы. Диаметры цилиндрических цапф колебались от 2 до 9 см, диаметры конических цапф равны 2-7 см. На многих цапфах сохранились следы обгорелости.
Очень частая находка - вертлюги. Вертлюги делали из дерева, кости и железа. чаще всего из дерева (табл. 102, 4, 5). Вертлюг найдено более 70 экз. Вертлюги - деталь, состоящая из планки и валика-тяги. Планка - прямолинейная пли немного выгнутая, в центре' имеет отверстие, в которое входит валик с головкой. Головка удерживает валик от сквозного прохода в отверстие. Но краям планки имеется по одному отверстию для крепления гибкой тяги. Размеры вертлюгов разные: от очень маленьких с длиной планки в 3 см и валика в 2,5 см до огромных с длиной планки 18 см и валика 13 см. Диаметр валика у таких вертлюгов равнялся 2,5 см.
Выше мы привели описание двух древнерусских машин- токарного и ткацкого станка. Теперь остановимся на ручной мельнице. Ручные мельницы были широки распространены в Древней Руси наряду с водяными и дожили в россии до XX в. Восстановить полностью конструкцию ручных мельниц XI-XIV вв. позволяют находки и Новгороде. В коллекциях новгородской экспедиции имеются все детали этого устройства, их остается только собрать (Колчин Б.А., 1968).
Конструкция ручной мельницы состояла из массивного стола, наверху которого крепили нижний камень - постав жернова диаметром в 45-50 см(табл. 112). В крышке стола и нижнем камне имелось небоьшое отверстие диаметром в 3 см, через которое проходила ось для верхнего камня - бегунка. Ось чаще всего была деревянной, но делались и железные. В верхнем камне-бегунке в центре имелось круглое отверстие для зерна диаметром 9 см., а в центре в нижней части камня устраивали выем для порхлицы. Порхлица - деревянный или железный упорный подшипник. Этим подшипником верхний камень опирался на ось. Для приведения в движение верхнего камня имелось особое устройство. Камень плотно обхватывал Тонкий деревянный обруч, к которому крепилась, деревянная скоба специальной конструкции - боковой подшипник(табл. 112, 3, 4). В эту скобу входил нижний конец длинного махового стержня длиной до 2 м. Верхним концом стержень свободно крепился в отверстие, которое было расположено точно над центром жернова. Верхнее отверстие делали или в брусе специальной рамы, крепящейся к столу, или в брусе, прикрепленном к потолку помещения, где стояла ручная мельница. Вокруг жернова устанавливали небоьшой короб с лотком, в котором собиралась мука. Для изменения тонкости помола муки вертикальная ось верхнего камня имела регулирующее устройство, ее опускали или поднимали. Абсолютно такая же ручная мельница изображена на миниатюрах в "Житии Сергия Радонежского" (Арциховскнй А. В., 1944).

<<
Hosted by uCoz