Реконструкция   В.И.Кулаков. История Пруссии до 1283 года.   >>

116

Глава 6
ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗЕМЛИ ПРУССОВ

Рис. 33. Памятники археологии Самбии II-IV вв.: 1 - городища типа А; 2 - городища типов В, Г; 3 - городища типа Б; 4 - селища; 5 - грунтовые могильники. Горизонтали - через 30 м. С.117.
Рис. 34. Памятники археологии Самбии V-VII вв. С.118.
Рис. 35. Памятники археологии Самбии VIII-XIII вв. С.118.
Рис. 36. Типы прусских городищ: А - Логвиново-2; Б - Дроздове; В - Кумачёво; Г - Грачёвка. С.119.
Рис. 37. Самбийские волости XI-XIII вв. С.123.

Полуостров Самбия - исторический центр земли пруссов - является в настоящее время наиболее изученным в археологическом отношении. В связи с этим представляется возможность исследовать поселенческую структуру наиболее крупного административного формирования пруссов - земли (terra, согласно орденским хроникам) и типы слагавших ее поселений именно на примере Самбии. Поселенческая археология исследуется здесь уже с 30-х годов XX в. (Г. Кроме, О. Клееманн), с 1974 г. по настоящее время данные изыскания ведутся здесь Балтийской экспедицией Института археологии РАН.
Комплексные геологические и исторические исследования показали, что этот небольшой, размерами примерно 80 х 30 км (параметры исторической земли Самбии обширнее, её восточной границей служит р. Дейма), возвышенный отрезок суши, сложенный преимущественно из песчаных грунтов ледникового происхождения, выгодно отличающийся от окружающей болотистой равнины, являлся для древнего населения оптимальной средой обитания (Schluter О., 1921, S. 94). "...Самбия - земля с плодородными почвами и изобилующая плодами... окруженная многими озерами и реками. Народ (ее) по сравнению с прочими варварами, красив телом, отважен духом, превосходит все соседние народы талантом, искусством и ремеслами", - так писал о Самбии и ее жителях в середине XIII в. Бартоломей Английский (Матузова В. И., 1979, с. 85).
Как показывают данные археологических разведок, в первых веках нашей эры памятники археологии Самбии (в основном - грунтовые могильники, шесть городищ и восемь селищ) занимали подножья основной моренной террасы в западной части полуострова (рис. 33). Этот поселенческий принцип был связан тягой "венедов" и "вельтов" к разработке янтарных месторождений (скорее всего - броса янтаря в морском прибое) в прибрежной зоне между совр. Обзорным-Синявино и контролем над истоками Великого Янтарного пути (см. главу 4).
В V-VII вв. в прусском обществе Самбии происходят значительные перемены. Они отражаются как в погребальном обряде (с середины V в. на смену урно-


117
вым трупосожжениям приходят группы кальцинированных костей, а затем - рассеянные в остатках погребального костра кости, подстилаемые конским захоронением), так и в распределении памятников на полуострове. 18 поселений располагаются в трех группах (с запада - на восток): первая - к югу от мыса Гвардейский (бывш. Рантауер-Шпитце) на северном побережье полуострова, вторая - у основания Куршской косы, третья - в бассейне р. Гурьевки (рис. 34). Ведущую роль в этих группах играют открытые поселения, не связанные с городищами и располагающиеся уже не у основания, а на уступах моренной террасы. Как и в предыдущий период, селища сембов характеризуются столбовыми постройками с открытыми, обложенными камнями очагами. Из теста лепных кухонных сосудов исчезают присущие для эпохи римского влияния шамот и полевой шпат, в примеси остается лишь дресва. Венчики снабжаются пальцевыми вдавлениями (Кулаков В. И., Тимофеев В. И., 1992, с. 45), имеющими сугубо технологическое значение (укрепление глиняного теста верхней кромки сосуда). Прекращается изготовление столовой лощеной посуды. Расположенные поблизости от данных поселений грунтовые могильники территориально не коррелируются с соответствующими памятниками раннего времени.
Позднее, в VIII-XIII вв. резко увеличивается количество памятников археологии на Самбии (включая Куршскую косу), по данным полевых исследований на 2001 г. оно доходит до 177 объектов (рис. 35). Городища представлены типами А (трапециевидная в плане площадка с одним, реже - с двумя валами - 17 пам.), Б (округлая в плане площадка с 1-2 невысокими валами - 10 пам.), В (городище с 2-3 высокими валами, в плане расположенными спирально) и Г (городище с двумя разновеликими площадками - рис. 36). Последних объектов (типы В и Г) насчитывается пятнадцать. Традиционные и для


118
более раннего времени городища типа А на Самбии пока серьезно не исследовались. Аналогичные памятники изучены южнее, в пределах земель Вармии и Погезании. В VI-VIII вв. на них по внутреннему периметру вала сооружались столбовые жилые (?) и хозяйственные постройки. Однако уже с IX в. здесь появляются углубленные в грунт жилые срубы с печами-каменками, возводившимися пруссами вплоть до XIII в. Нередко близ городищ типа А располагались селища размером до 60 х 50 м, мощность культурного слоя не превышала на них 0,5 м. Городища типа Б на своей площадке не содержали культурного слоя


120
При раскопках такого памятника у пос. Куликово в валу обнаружены следы частокола, между столбами которого располагались жертвенные (?) очаги с золой и значительным количеством жженого янтаря (Смирнова М. Е. 1992, с. 86). Городища типов В и Г, располагавшиеся в основном на мощных моренных или водораздельных возвышенностях, отличаются высотой своих валов - до 2,5 м. Культурный слой на городищах типа В обычно заполнен остатками пожара. Обнаружены на городище-2 Русское остатки наземного срубного сооружения, размер 7 х 2,20 м (Bonigk H., 1879/80, S. 120, 121), которое вряд ли можно считать жилым. На городищах типа Г обнаружены как столбовые, так и срубные (Гуревич Ф. Д., 1960, с. 439, 440) постройки, имевшие очаги и располагавшиеся как на малых, так и на больших площадках городищ. Как показывают раскопки городища Грачевка (Гуревич Ф. Д., 1960, с. 421), в клетях у внутреннего фаса вала хранились съестные припасы (зерно пшеницы). Внешний фас вала часто покрывался для прочности каменным панцирем, в отличие от синхронных городищ ятвягов, где наружная поверхность валов обмазывалась глиной (Kulikauskas P., 1982, 2, 65, 66 pav.).
В VIII-XIII вв. селища пруссов располагаются в основном с напольной стороны городищ типов А и Г. У основания Куршской косы отмечены три крупных поселения, размер до 500 х 250 м (Кауп-Моховое, Варгенава-Малиновка, Бледава-Сосновка), являющиеся торгово-ремесленными поселениями IX-XI вв. (Кулаков В.И., 1996б, с. 140, 146; Koulakov V. I., 2000, р. 293-295).
Сухопутные подступы как к самой Самбии, так и к скоплениям прусских поселений и важных для торговых нужд проливам прикрывали валы, многократно пересекавшие Балтийскую и Куршскую косы или расположенные у основания моренной гряды, занятой поселениями. Эти валы, современная высота которых достигает не менее 2,5 м, насыпались из песка. Их верхняя площадка выкладывалась камнями и, видимо, дополнялась частоколом (Gaerte W. 1935, S. 75, 76). Не исключено, что значительная часть таких валов сооружена в эпоху викингов, менее вероятно - в преддверии схваток с крестоносцами в первой половине XIII в.
На грунтовых могильниках в конце I тысячелетия н. э. продолжается развитие участков, начавших использоваться для устройства могил в V-VI вв. Зачастую погребения VIII-XI вв. накладываются на более ранние комплексы, разрушая их (Engel С., 1935а, Taf. 8). В двух группах памятников у основания Куршской косы в IX - середине XI в. отмечены черты обряда полиэтничной дружины. Наиболее ярким примером дружинного могильника Самбии для этого времени является Ирзекапинис (Кулаков В. И., 19996, с. 211-273). Дружинные могильники, как и крупные торгово-ремесленные поселения Самбии, к началу XII в. прекращают свое существование. Палинологические исследования показывают на Самбии отсутствие до этого времени культурных злаковых растений, связанных с пашенным земледелием (Абрамова Т. А., Жиндарев -Л. А., Кулаков В. И., 1985, с. 172, 173).
В восточной части Самбии очертания и местоположение памятников археологии в принципе остаются неизменными на всем протяжении временного отрезка со II по XIII в. (Кулаков В. И., 1990, рис. 1-3). В западной части Сам-


121
бии дело обстоит иначе. Здесь, на северном побережье полуострова в V в. н. э. возникают два скопления поселений и могильников - западное (окрестности совр. г. Пионерский) и восточное (окрестности совр. г. Зеленограде к). Восточное скопление памятников располагается на правобережье р. Брасты (ныне - р. Тростянка), к юго-западу от пролива, прорезавшего в древности основание Куршской косы (Кулаков В. И., Пузакова Г. В., Тепляков Г. Н., 2001, с. 40-45).
В отличие от этой небольшой по размерам группы, состоявшей только из селищ и могильников, западная группа в своем составе имела не менее двух городищ - Пионерский и Куликово. Последнее (тип Б), судя по находкам серо-лощеной керамики, функционировало уже в первой половине I тысячелетия н. э. (Смирнова М. Е., 1992, с. 86). Как и объекты восточной группы, памятники окрестностей г. Пионерский базировались на берегах рек (Светлогорка и Хелле-Забава). Прикрывающий устье крупнейшей по сей день реки северного побережья Самбии - Хелле - мыс Рантауер-Шпитце в древности создавал естественную гавань, весьма удобную для каботажных судов. Следует отметить, что западная и восточная группы памятников V-VI вв. располагались в основном на дерново-слабоподзолистых землях, что практически исключало земледелие из сферы хозяйственных занятий их населения. Янтарная торговля, как и ранее, определявшая основное занятие сембов, с V в. приобретает новый характер. Основной контрагент эстиев - Римская империя - терпит от "варварских" племен одно поражение за другим и практически полностью прекращает торговые операции с югом Балтики. Очевидно то, что эстии укрепляют в это время начавшиеся еще во II в. н. э. торговые связи с западной частью германского мира (см. главу 4). Об этом свидетельствует письмо короля готов Теодориха Великого, благодарящего эстиев за присланный ими янтарный дар (Kulakov V. I., 1996, S. 24-26). С другой стороны, находки на могильнике "Гора Великанов" янтарных бусин VB. н. э., имитирующих изделия римских мастерских, позволяет предполагать попытки эстиев освоить для торговых операций те части Балтии к северо-востоку от Самбии, где до этого была слабо известна продукция янтарных мастерских юга Европы.
Тенденция жителей Самбии селиться в V в. у устьев рек, рядом с удобными гаванями объясняется и другим аспектом - освоением морского пути на юго-запад. Устье р. Вислы, бывшее ранее первой на материке отправной точкой Янтарного пути, привлекало эстиев-пруссов уже по иной причине. Носители вельбарской культуры к середине V в. покинули земли к востоку от Вислинской дельты. Однако эта река оставалась главной водной артерией, связывавшей север и юг Европы. Именно по р. Висле возвращались на родину с полей сражений с гуннами лангобарды и гепиды (см. главу 5), оживляя тем самым торговую конъюнктуру в Юго-Восточной Балтии. Это и вызвало в середине V в. движение эстиев-пруссов на юго-запад, ближе к началу водной трассы былого Великого Янтарного пути. Значительные пространственные перемещения ранее стабильных родовых коллективов, увеличение роли военного промысла усилили власть военных вождей, способствовали ускоренному обособлению дружины и стимулировали окончательный распад родовых отношений.


123
волостей. Подобные административно-территориальные структуры северного побережья к этому времени были или весьма немногочисленны, или вообще не существовали. Серьезное сопротивление захватчикам оказали волости запада Самбии - Гермава, Меденава, Куменен, Варгия, Рудава. Именно здесь располагались мощные городища типа В. Отсутствие на них жилых построек, труднодоступность данных объектов, их расположение вдали от плодородных пахотных угодий указывают на исключительно военное значение этих памятников. Явно, что данные городища были военными лагерями народного ополчения, собиравшегося назначавшимися жреческой администрацией военачальниками из среды нобилей (duces et capitanei) (Scriptores Reram Prassicarum, 1861, S. 53, Anm. 3), сформировавшейся частично из слоя зажиточных землевладельцев (Пашуто В.-Т., 1959, с. 123). Нобили зачастую обладали земельными владениями в различных прусских волостях и даже в разных землях. Усадьбы нобилей, по литовским аналогиям, представляли собой небольшие по площади комплексы построек хуторского типа kaimas (Юргинис Ю. М., 1974, с. 292). Такие поселения известны на Самбии (например - селище Вишнево, размер 30 х 40 м, известное по письменным источникам как усадьба витинга Юнанда из Возговы) (Scriptores Rerum


124
Prussicarum, 1861, S. 105). Стремившиеся к стабилизации своих владельческих прав, прусские нобили охотно шли на контакт с орденскими структурами, юридически закрепляя тем самым свои практически феодальные права.
Таким образом, структура волостей Самбии, сложившаяся к сер. XIII в., такова. Селища (территориально-соседские общины примерно по 12 дворов) (Пашуто В. Т., 1959, с. 293) в количестве от 3 до 8 группируются вокруг городища типа Г, местопребывания представителей верховной жреческой администрации (Kosman М., 1976, S. 15) (Priester, Beamte, Herrscher, Besten den Wort), главенствовавших в "господе" и на народном собрании. Военная власть на период опасности вторжения врага концентрировалась в расположенных обычно на окраинах волостей городищах типа В, месте пребывания нобилей-военачальников и пункте сбора народного ополчения. В перспективе, при централизации власти и объединении гражданских и военных прерогатив в одних руках функции городищ типов Г и В должны были бы, как позже в Литве (Юргинис Ю. М., 1978, с. 126), взять на себя замки. Роль культовых центров, являвшихся параллельно и местами народных собраний, играли городища типа Б (Alkhugel, по Эд. Штурмсу). Для отдельных общин существовали открытые культовые площадки, зачастую - при могильниках (Gusakov М. G., Kulakov W. I., 1991, S. 173).
Как уже упоминалось выше, в каждой прусской земле существовало центральное святилище, которое, видимо, было культово-административным центром данной крупной территориальной единицы прусской конфедерации. В каждой прусской "земле" (возможно - и в волости) письменные источники XIII- XIV вв. указывают обязательное наличие ярмарок (Wenskus R., 1986a, S. 315).
Данные могильников позволяют пока еще приблизительно представить для рубежа XI-XII вв. количественный состав жителей поселений Самбии. Наличие для этого времени двух рядов (в среднем - по 10 погребений) на позднейшем участке могильника Ирзекапинис показывает, что на соответствующем ему крупном по размерам поселении Варгенава в течение одного поколения жили 10-12 взрослых воинов-домохозяев (Пашуто В. Т., 1959, с. 287, 293). Принимая даже этот относительный количественный показатель и основываясь на распределении поселений по волостям (рис. 37), общее количество воинов Самбии для сер. XIII в. можно определить числом около 300. Даже учитывая возможность участия в битвах вооруженной челяди, вряд ли можно предполагать, что прусское ополчение превышало 1 000 воинов. Это не соответствует явно завышенным (4 000 конников и 40 000 пехотинцев) данным Петра из Дусбурга (Матузова В. И. 1986, с. 66, 74). Как известно, письменные источники и в античное время, и в раннем средневековье завышали численность войск своих противников в десятки и даже в сотни раз.
Сам факт неготовности пруссов Самбии к борьбе с Тевтонским Орденом (народное ополчение, несмотря на давно известную прусской жреческой администрации угрозу вторжения, не было сконцентрировано в удобном для битвы месте на юго-западном побережье полуострова), массовый переход нобилей на сторону противника показывают нежизнеспособность административной системы прусской "конфедерации" с Криво во главе. Неупорядоченность взимания ренты и ленных отношений, отсутствие стабильности аллода сдерживали


125
развитие феодальных отношений, к которым прусское общество было готово. Эту готовность косвенно подтверждает сохранение после завоевания Самбии Орденом прусской поселенческой структуры (Mortenen Н., 1923, Karte). Такая структура явно формировалась и в расположенных юго-восточнее Самбии новоприобретенных пруссами землях, однако степень ее законченности здесь проблематична ввиду, прежде всего, отсутствия на данных территориях такой же плотности размещения, как на Самбии, городищ типа Г (Кулаков В. И., Тимофеев В. И., 1992, с. 28) - центров прусских волостей. В этих землях, позднее известных как Надравия и Бартия, представлены в основном городища типа А (рис. 39), причём их укрепления не всегда достроены, а культурный слой на площадках, как правило, отсутствует. Эти городища так и не были основательно обжиты пруссами. Исключение составляют земли по правобережью р. Ногаты, уже с V в. н. э. освоенные пруссами. Данная территория, представляющая западную часть Вармии и северо-западную часть Погезании, "прусских земель" по данным письменных источников нач. XIV в., имеет минимум 3 скопления городищ А и Г с сопутствующими селищами. Несмотря на то, что аналогичная Самбии работа по микрорегиональному анализу данного ареала еще не проведена ввиду некомплектности данных раскопок на поселениях, уже по распределению поселений по карте можно предполагать для земель в низовьях р. Ногаты наличие прусских волостей (Paw-towski A. J., 1990, S. 59, Rye. 1), складывавшихся здесь в XI-XIV вв. по системе, изложенной выше на примере центра прусского племенного ареала - полуострова Самбия.

<<>>
Hosted by uCoz