ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Античные авторы, начиная со Страбона и заканчивая Иорданом, упоминают древнее население п-ова Самбия под названием "осилии" или "остии" ("эстии")1. Данные археологии неопровержимо подтверждают устойчивое существование балтского населения в междуречье Ногаты и Деймы начиная с эпохи бронзы. Раскопки могильников эпохи римского влияния показывают стабильность местной материальной культуры. Уже на материалах начала новой эры прослеживается характерное для последующих культур эстиев-пруссов - захоронение коня в полном снаряжении в стороне от погребения воина (родового вождя?). Налицо, таким образом, важная роль коня в обыденной жизни местного населения как начала нашей эры, так и на протяжении последующих 13 веков. Следует отметить также высокую степень связи населения Самбии с народами Средиземноморья посредством торговли янтарем. Последняя надолго определила характер занятий населения прусского побережья,
Поздний этап эпохи переселения народов -V в. - явился важным периодом в истории эстиев. К этому времени заканчивается отток носителей вельбарской культуры на юго-запад от Вислы. На западных рубежах балтского ареала освобождаются крупные территории. Все это стимулировало миграцию части эстиев в Мазурское Поозерье и к устью р. Ногаты. Новейшие исследования комплекса памятников в Вышемборке позволили констатировать далеко зашедшую в конце VI в. диффузию балтов в среду остатков гермаиоязычного населения. Судя по всему, появление на Мазурах балтов не стимулировал о развития старого янтарного пути. Последнее свидетельство о появлении гамбийского янтаря в Италии датируется по Иордану V в. Правда, политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в это время на территории бывшей Западной Римской империи, не оставляла возможностей для продолжения транзитной торговли предметами роскоши. Такая перспектива могла привлекать в середине I тысячелетия н. э. только Византию, располагавшую тогда крупным торгово-экономическим потенциалом. Именно торговой заинтересованностью можно объяснить появление в VI в. в западной части Мазурского Поозерья ограниченного контингента разноэтничного населения Среднего Подунавья. Обосновавшийся у северных рубежей Византии, в Подунавье, Аварский каганат не преминул использовать удобную возможность участия в выгодных торговых операциях с Византией. Именно Мазуры стали ключевым звеном в возрождении янтарного пути. Кроме того, здесь находились свои крупные подземные месторождения янтаря. В обмен на него западные балты получали не только изделия средиземноморских ремесленников, но и украшения, изготовленные в духе их собственной материальной культуры пришельцами с Дуная, осевшими в балтской среде в междуречье Омулев и Лавы. Автоматически в круг торговых интересов авар и византийцев попала и Скандинавия, что впоследствии определило судьбы балто-средиземноморских контактов.
Основанием торговых пунктов Гробиня-Зеебурга и Трусо контакты западных балтов были
переориентированы на земли Балтийского бассейна. В начале VIII в. своеобразная,
родственная пруссам культура западной части Мазурского Поозерья перестает существовать.
Не исключено, что этому предшествовали столкновения жителей Мазур с той частью местного
населения, которая была заинтересована в переориентации янтарного пути. Иначе складывались
в это время судьбы собственно пруссов. Рубеж VII - VIII вв. знаменует исчезновение в местной
материальной культуре последних традиций эпохи эстиев. Сформировалась новая прусская культура,
характеризующаяся прежде всего расслоением родового общества и появлением нового социального
института - дружины. Памятники VIII - IX вв., несмотря на крайнюю бедность вещевым материалом,
позволяют говорить о непрерывном развитии прусской культуры на всей территории междуречья Ногаты
и Деймы. Трудно судить о ее внутренней градации, однако древности бассейна р. Деймы отличаются от
древностей Самбии. Последнюю по праву можно признать центром прусского этническо-культурного ареала.
Именно на этой территории, имеющей наиболее благоприятные жизненные условия, к концу X в.
материальная культура пруссов достигает наивысшего расцвета. В связи с этим не случайно
появление здесь в начале IX в. торгового пункта Каун, реального наследника более
раннего Трусо. Населявшие его представители различных этносов Балтийского региона
способствовали развитию транзитной торговли в данном районе, включая его северовосточную часть.
Способствуя проникновению в прусскую среду общеевропейских предметов вооружения, участвуя в
развитии местной дружины и в создании института военных вождей, население юго-востока, запада и
севера Европы внесло свою лепту в формирование прусского общества. Основа экстенсивного хозяйства
пруссов - скотоводство, а также рыболовство, торговля, добыча янтаря и военный промысел
оставались неизменными у пруссов вплоть до начала XII в. К этому времени, когда в результате, возможно, конфликта между дружиной и жреческой прусской администрацией профессиональные воины покидают пределы земли пруссов, можно с уверенностью относить переориентацию местного хозяйства на земледелие. На смену ярким древностям дружины XI в., народа отважных воинов и предприимчивых купцов приходит материальная культура земледельцев, во многом воссоздающая консервативные, родовые черты в обряде и инвентаре. Оружие и атрибуты конского снаряжения уже не играют ведущую роль в погребениях пруссов. На смену всему этому приходят трупоположения, сопровождаемые большим количеством предметов, связанных с мирными занятиями, прежде всего с сельским хозяйством. Создается впечатление об определенной социальной унификации прусского сообщества, состоявшего, с одной стороны, из сельских общинников, с другой - из оберегавшей родовые традиции жреческой верхушки. Ниже последней в административной структуре стояла "господа", члены которой выделились из общинной среды, осуществляли функции власти в промежутках между народными собраниями и занимали городища с укрепленным посадом. Данный тип укрепленных поселений, как и срубное жилище, стандартизуется в земле пруссов именно к началу XII в. Косвенно на окончательную победу земледелия в хозяйстве пруссов указывает их миграция в XII в. в лесную зону по нижнему течению р. Вислы, в поисках удобных для землепашества земель. Следствием этого явились многочисленные конфликты со славянами, послужившие прелюдией ко вторжению в земли пруссов крестоносцев. Резюмируя сказанное, сформулируем основные этапы раннесредневековой истории пруссов.
V-VIII вв. - в ходе миграции, связанной, видимо, с демографическими процессами, прусы выходят к нижнему течению р. Вислы и к западной оконечности Мазурского Поозерья. Это совпадает по времени с передвижением славянских племен на свободные от германцев земли Центральной Европы. Социально-хозяйственная структура общества пруссов при этом изменяется мало. Население русского побережья втягивается в международную транзитную торговлю и является не только поставщиком янтаря, как в античное время, но и непосредственным участником и гарантом торговых операций. На всем протяжении VI - VIII вв. в землю пруссов происходит приток отдельных воинских групп западноевропейского происхождения. На рубеже VII - VIII вв. они приняли участие в формировании дружины пруссов. В устной традиции этот факт отражен легендой о Брутене и Видевуте.
IX-XI вв. - прусское общество переживает своеобразный этап своего развития, который можно сравнить со скандинавской эпохой викингов. Однако следует учитывать, что прусская дружина сложилась на столетие раньше аналогичного социального института Скандинавии. В землю пруссов широким потоком поступают средства платежа за янтарь, вызывая дифференциацию слоя родовых общинников и обособление дружинников. Наиболее далеко этот процесс зашел в северо-восточной части Самбии. Здесь политэничная дружина получила максимальную самостоятельность и, возможно, предпринимала попытки оказывать влияние на политическую жизнь остальной части населения.
XII-XIII вв. - земля пруссов - один из последних регионов Европы, где земледелие в эпоху средневековья становится ведущей отраслью хозяйства. Запоздалое развитие производящих форм экономики, незавершенность становления феодальных форм социальной организации, связанная прежде всего с уходом в конце XI в. дружины из пределов Самбии, столкновения со славянами сыграли решающую роль в потере пруссами независимости.
|
|