Реконструкция   Глава 6. Обработка кожи.>>

Глава 6. Ремесло.

Обработка кожи

Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделии имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Спрос на кожаные изделия был велик из кожи делали обувь. Жители Древней Руси ходили в кожаной обуви. Много кожи истребляли шорники и седельники, из нее делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони, а также многочисленные поделки хозяйственного и бытового назнаачения. Много кожи шли па изготовление сыромятных ремней. Кожевники и сапожники разделились на две самостоятельные профессии еще в XI в.
Раскопки в городах, где хорошо сохраняется органика, дали богатейший материал по истории кожевенного и сапожного дела. Кожаные изделия и инструментарий по обработке кожи в большом количестве собраны в Новгороде, Пскове, Москве, Белоозере, Полоцке и других городах. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства.
Для сырья русские кожевники использовали шкуры коней, крупного и мелкого рогатого скота. Основные технологические приемы выделки кожи, установившиеся еще в X -XI вв., сохранились почти без изменения до XIX в.
Обработку шкур начинали с вымачивания. Размоченную шкуру очищали от подкожной клетчатки и мездры. Для их снятия кожевники применяли специальные стальные струги. После очистки от мездры шкуры подвергали золке для удаления волоса. Золку производили в специальных деревянных сосудах-зольниках; их засыпали золой и известью. После золки со шкуры легко соскабливали волос; кожу промывали и подвергали размягчению с помощью кислых хлебных растворов - "квасом уснияным"; затем кожу подвергали дублению растительными дубильными веществами - корой дуба, ольхи, ивы. После этого кожу выравнивали, вытягивали, жировали. разминали и окрашивали. Чаще всего кожу красили в черный и темно-коричневый цвета, но некоторые лучшие сорта красили также в желтый, зеленый, красный и другие цвета.
Кроме дубленой кожи, для разных надобностей изготовляли сыромятную кожу. Она была Крепче и эластичнее дубленой, поэтому ее чаще применяли в технике и хозяйстве. При изготовленни сыромятной кожи обработанную шкуру размягчали и жировали.
Очень много мастерских кожевников XI - XIV вв. было вскрыто в Новгороде. Такие мастерские всегда сопровождались большими завалами зольно-известковой массы, перемешанной с волосом, изредка в них находились и целые куски шкур; встречались и сами зольники в виде рубленых из плах колод или больших кадок из толстых кленок.
Основная масса кожи шла на изготовление обуви. В X - XIV вв. носили кожаную обувь нескольких видов - поршни, мягкие туфли, полусапожки и сапоги. Туфли и полусапожки, господствовавшие в X - XIV вв., в течение XIV в. медленно выходили из употребления. Раскопанные сапожные мастерские ....... и собранный в них инструментарий, огромное количество самой кожаной обуви позволили довольно подробно представить технологию сапожного мастерства.
Инструментарий сапожника состоял из ножей раскроечных, ножей сапожных, прямых и кривых шильев, специальных игл, набора деревянных колодок-правил, шаблонов кроя, сапожных гвоздей, штампов для тиснения кожи, пробойников, сапожных ласок, ниток, щетины и т. п.
Ножи для кроя кожи известны двух типов: широкое дугообразное лезвие у одного типа с ручкой в виде выпуклой подушки, на которую нажимали ладонью, а у другого типа -с коленчатой черенковой рукояткой. Наварное лезвие ножа - стальное. Этими пожали было очень удобно раскраивать кожу, резать движением от себя (табл. 110, 1-3).
Сапожные ножи по форме сходны с обычными хозяйственными ножами, но более короткие, с широким полотном и кривым лезвием. Лезвие всегда имеет стальную наварку (табл. 110, 5).
Сапожные шилья по сечению стержня делали круглыми и ромбовидными. Второй тип был основным. Стержни изготовляли как прямые, так и кривые. Рукоятки были деревянные и костяные.
Сапожные колодки известны двух видов: простые. из одного куска дерева и составные со снимаемыми верхом-подъемом, который соединялся с основой колодки шипом. Среди колодок встречены колодки для мужчин и женщин, для взрослых, подростков и детей. Колодки делали из березы и липы. Простые колодки использовали как правила (табл. 110, 8- 10). Верх и низ мягкой обуви скреплялись выворотным швом. После пошива и пришивания подошвы такую обувь необходимо было расправить и околотить на колодке. Правила были высокие и низкие Большинство правил делали асимметричными, т. е. для правой и левой ноги, но встречаются иногда и симметричные.
Составные колодки служили моделью при пошиве обуви, как и в настоящее время. На этих колодка затягивали верха и прикрепляли подошвы Их всегда делали па правую и левую ногу (таб.110, 6-7).
При специализированном массовом производстве сапожники применяли шаблонки кроя. В Новгороде в слоях XII в. и позже найдены деревянные шаблонки подметок (табл. 110, 11-12) Они представляли собой тонкие дощечки толщиной 0,3-0,4 см, вырезанные в форме заданной заготовки.
Отдельные заготовки верха обуви, а также верха и подошвы соединяли ниточными швами. Швы были нескольких типов: наружные, выворотные и потайные (табл. 110, 16-19).
Техника выполнения наружного и выворотного швов одинакова. Различие заключалось в расположении лицевых сторон кожи. Если кожу сложили обратными сторонами и прошили по краю, получался шов наружный, а если кожу сложили лицевыми сторонами, получался шов выворотный. Более сложные и прочные швы - потайные были двух видов: тачные, т. е. впритык, и с припуском на строчку. Тачные швы - это скрепление кусков кожи впритык, без прокалывания ее насквозь, а у шва с припуском впотай пришивали только одну деталь. Для крепления подошвы к верху обуви, кроме ниточного шва, использовали швы на гвоздях. Их широко применяли при шитье сапог для крепления подошвы и каблука.
Для характеристики технологии пошива обуви в XIII-XIV вв, коротко опишем конструкцию сапога, изготовление которого было наиболее сложным делом (Изюмова С. А.. 1959).
Сапог состоял ил нескольких деталей - голенища, головки, задника, подошвы и каблука. На эти детали шли разные сорта кожи. Кроме того, к голенищам и головкам пришивали поднаряд (подкладку) из еще более топких сортов кожи. Голенища составляли из двух частей, сшиваемых по бокам тачным швом. Одношовные голенища делали очень редко. Головки сапог в зависимости от фасона делали тупоносыми и остроносыми. Их крепили к голенищам тачным или выворотным швом. К подошве в зависимости от ее толщины головки крепили двумя способами. Толстые подошвы пришивали простым наружным швом, тонкие подошвы - внутренним выворотным. Задники всегда были двойные. Иногда их делали в виде кармана, в который для жесткости вставляли прокладки из лыка, береты или толстой кожи. Задник к подошве крепился так же, как и головка. В зависимости от формы головки подошвы делали остроносыми или тупоносыми. При тонкой коже подошвы делали составными, их пришивали наружным или выворотным швом. Чтобы предотвратить снашивание на подошве нити, шов помещался в специальном подрезе па нижней стороне подошвы. Иногда подошву для прочности подбивали гвоздями. Подошву у сапог жесткой конструкции довольно часто крепили гвоздями. Каблук состоящий из нескольких слоев толстой |кожи, прибивали гвоздями. Иногда к каблуку прикрепляли железную подковку.
Технология сапожного ремесла была достаточно сложна и конструктивно, и по технике производства. От сапожников требовались профессиональные знания и владение специальными навыками и инструментом. Основные технологические приемы сапожного и шорного ремесел сохранились и в России почти без изменении вплоть до XX в.

>>
Hosted by uCoz