Логунова К. К.
Мужской поясной набор эпохи викингов на территории юго-восточной Балтии.
Сборник докладов 2-ой Балтийской археологической конференции. Калининград. 2008. С.68-83
68
Изучение воинских древностей на территории исторической Пруссии является одной из наиболее перспективных и увлекательных тем археологии. Особенный интерес вызывает одна из составляющих данной тематики - мужской поясной набор.
Таким образом основной задачей данной работы является литературный обзор по материалам касающимся одной из деталей одежды воина – пояса. Прежде всего, хотелось бы отметить, что данным вопросом (мужским поясным набором 9-10 вв. на территории исторической Пруссии) никто специально не занимался. Благодаря археологическим изысканиям материал по данной территории накапливался, но детально не исследовался. Из общих работ посвященных данной тематике можно отметить монографию В.И. Кулакова, «Древности Пруссов» ( Кулаков В. И., 1990г. ). Пояса балтских племен гораздо больше исследованы. Из публикаций на землях соседней содержательны и интересны труды литовского археолога Регины Волкайте-Куликаускене.
В состав мужского поясного набора входят:
1)пряжка, обязательной принадлежностью которой является рамка и язычок, имеющие иногда щиток для прикрепления к ремню;
2)накладки, украшавшие ремень и крепившиеся с помощью штифтов или гвоздиков;
3)поясные наконечники, располагавшиеся на концах ремня;
4)кольца, соединявшие отдельные части ремня и служившие для прикрепления мелких предметов;
5)обойма, закреплявшая конец ремня ( Древняя Русь. Быт и культура,
В случае если это пояс балтских племен к обязательным частям пояса может добавиться «кисточка» из бронзовых спиралек – вероятно выполнявшая функцию амулета.
Поясной набор является очень интересным археологическим источником, который несет в себе разнообразные виды информации. В рассматриваемый нами период пояс выполнял следующие функции: 1) утилитарная, 2) социальная, 3) обрядовая.
Пояс во все времена служил, конечно, прежде всего для стягивания одежды. Мужчины подпоясывались кожаными, ткаными и вязаными поясами. Этим утилитарные функции не ограничивались: в эпоху средневековья пояс служил своеобразным карманом - к нему подвешивались разнообразные мелкие вещицы: нож, оселок, кресало и т.д. (настоящие карманы появились в 16-17 вв.) ( Мурашева В.В., 2000, 77).
69
К поясу могли крепиться ножны меча, боевого ножа, колчан. Дополнительно для крепления ножен поясной набор мог дополняться портупеей.
Обрядовая роль связана с действиями, в которых участвует пояс, прежде всего с его функцией завязывания. Издревле повязывание вокруг талии веревки/пояса являлось знаком фактического обладания. На этом понятии строится вся система свадебных обрядов с участием пояса. Юношу, переходящего в разряд взрослых воинов, опоясывали боевым поясом, на котором носили оружие, и это служило знаком воинской возмужалости. Пояс отмечал ранг покойного в социуме. Прежде всего это отражалось в иерархии материала, из которого изготовлены накладки: золото-серебро-бронза. Богато украшенный пояс являлся признаком принадлежности к воинскому сословию и существовала связь между положением воина и богатством его накладок. ( Мурашева В.В., 2000)
При более тщательном изучении материала по наборным поясам выявляется ряд трудностей. Основной массив мужских погребальных комплексов сопровождался захоронением коня со снаряжением для верховой езды. Мужские погребения позднеязыческого периода на Самбии являются двухярусными. Нижний ярус – захоронение коня или его имитация (шкура, череп, войлок) в упряжи, верхний – кремация человека. Сложность изучения подобных захоронений заключается в том, что нередко при распашке нарушается целостность погребения, объекты нижнего и верхнего горизонта смешиваются. Подобные двуярусные захоронения характеризуются обилием пряжек: подпружных, стременных, уздечные, среди них пряжки для шпоры и 1-2 пряжки пояса. В таком случае главной трудностью становится определение принадлежности пряжки, входит она в состав упряжи или поясного набора.
Стременные и подпружные пряжки достаточно легко отличить от прочих ввиду их размеров, материала и функциональных особенностей, даже если артефакты двух ярусов были перемешаны. Отличительными чертами стременных пряжек являются: отсутствие обоймицы, больший диаметр поперечного сечения, материал почти всегда железо, достаточно простая стандартная форма (прямоугольная, подпрямоугольная). Гораздо сложнее обстоит дело с идентификацией уздечных пряжек. Внешне они похожи на поясные и отличить их можно по местоположению - обнаруживаются они в районе черепа коня.
Шпорные можно попытаться отличить по более примитивной, по сравнению с поясными пряжками форме, либо по положению (в случае еслинаходятся рядом со шпорой). К сожалению, в случае разрушения погребального комплекса положение инвентаря в захоронении меняется, в связи с чем, возникает проблема атрибутации пряжек.
70
Дополнительную сложность создает тот факт, что обряд кремации всадника на стороне существенно затрудняет определение местоположения и принадлежность многих металлических деталей, плохо отражается на сохранности находок.
Поясной набор местного происхождения
Рассматриваемую территорию - западную окраину балтского мира – междуречье Ногаты и Немана – в 5 – 13вв. населяли курши, пруссы, скальвы, ламаты и судовы/ятвяги.
Для реконструкции вида мужских поясов ввиду плохой сохранности и малочисленности местных находок целесообразно привлечь исследования литовских археологов, занимавшихся подобным вопросом на своей территории.
По материалам раскопок на территории Литовской Республики лучше всего могут быть реконструированы пояса 9-10вв. Не только в силу того, что в этот период таких находок особенно много, но в большей степени из-за больших шансов сохраниться органической материи. Правда, в этот период, территория распространения поясов невелика. С распространением обряда кремации, ингумация практикуется только на юге центральной Литвы - на территории издревле обжитой жямайтами и, частично, на побережье, т.е. в местах куда кремация проникала медленнее или вообще не прижилась. Именно из этих областей имеются хорошо сохранившиеся пояса, на основании которых можно провести реконструкцию. (Volkaite-Kulikauskiene, 1997, psl. 58-59)
Положение пояса в могиле еще раз подчеркивает, какое важное место он занимал в жизни мужчины. Очень часто пояс, а иногда даже два, в могилу укладывались отдельно, в скрученном состоянии. В таком положении их находят в районе бедер или груди и никогда в области поясниц (Volkaite-Kulikauskiene R., 1970, psl.134). Зачастую, скрученный пояс вместе с другим погребальным инвентарем помещался в берестяную коробочку, которая ставилась в могилу. Это особенно характерно для западной Литвы (Volkaite-Kulikauskiene, 1997, psl.59 ).
К поясу воина-балта (как впрочем любого воина рассматриваемого нами периода) крепился меч, боевой железный нож в кожаных ножнах украшенных бронзой, питьевой рог также оправленный бронзой или серебре. Все это создавало неотъемлемую составляющую статуса воина (LAB, 1961, psl.437).
В ширину пояса были достаточно узкими. В среднем их размер колеблется от 1,5 до 3,5 см, но чаще всего находят пояса шириной около 3 см и длиной около 85 см. Часто пояс
71
состоял из двух-трех частей соединенных бронзовыми кольцами( иногда называемые «распределительными»).
Передняя часть пояса у застежки часто украшалась различными подвесками, которые крепились к кольцам (Аукштакемис, Страгна, Пришманчай). Подвески эти состояли из тонких полосок кожи с нанизанными на них бронзовыми спиральками или даже небольшими янтарными бусинами, как например в Лайвяй, в погр 16а (Рис. 1 ) ( LAB, 1961, psl. 437).
Рис. 1. Реконструкция пояса с «кисточкой», украшенного тонкими бронзовыми накладками. Жасинас, X-XI вв ( Volkaite-Kulikauskiene, 1997, psl. 59).
Концы составных частей, как и сами окончания пояса, покрывались бронзовыми или серебряными орнаментированными накладками, а сам пояс, в свою очередь покрывался металлом.
Застегивались пояса пряжками различной формы. Большинство из них в виде четырехугольника с чуть закругленными углами ( Юргайчай, Лайвяй, Паланга, Пришманчяй, Вершвяй, Яуняйкяй, Павирвуте, Гудай, Шуконяй и др.), но известны пряжки и с чуть зауженной передней частью ( Гинталишкес, Гиркаляй) или в форме пятиугольника( Аукштакемис, Паланга, Пришманчай и др.). Известный шведский археолог Биргер Нерман выдвинул гипотезу, о готландском происхождении пятиугольных пряжек (Herman B., 1931, p. 161-163). Однако, по мнению авторитетного литовского археолога Р. Волкайте - Куликаускене подобного рода пряжки являются местного происхождения, что подтверждается их находками в погребальных комплексах в составе неоспоримо балтских поясов. Указывает на малую вероятность того, что из всего поясного набора были импортированы только пряжки (Volkaite-Kulikauskiene R. ,1970, psl. 135). Для четырехугольных пряжек характерно, что язычок крепится к той же перекладине что и сам пояс. В таком случае в кожаной основе пояса или в обойме делается отверстие для язычка.
Интересно, что пряжки восточных районов Литвы несколько отличались по внешнему виду: здесь предпочитали более округлые формы, с немного вдавленной передней частью напоминающей восьмерку. Поверхность украшалась мелким сетчатым рисунком (Szukiewicz W., t.II, str. 3-18 ).
Пояса балтских дружинников богато украшались. Популярны были бронзовые или свинцовые посеребренные полусферы, которые шли вдоль пояса в один или несколько рядов ( рис 2, 2-3; рис. 3, 1).
Рис. 2. Реконструкция поясов ( LAB, 1961, pav.305)
1-Вершвяй, погр. LXI, г.Каунас;
2,3-Лайвяй, погр.60, р-н Кретинги.
Такие кожаные пояса 2,5 см шириной, украшенные одним рядом бронзовых полусфер, известны из могильников центральной Литвы. Интересен и необычен подобный пояс найденный в Шуконях, в погр 69. По его поверхности идут одним рядом бронзовые полусферы, которые через определенные промежутки прерываются
72
дополнительными деталями декора: орнаментированными накладками в форме низкого конуса 3,5 см шириной и 0,5 см высотой (рис 3, 2) ( Volkaite-Kulikauskiene R., 1997, psl. 59).
Рис. 3. Реконструкция узких поясов, украшенных полусферами, IX-X вв ( Volkaite-Kulikauskiene, 1997, psl.60)
1-Лайвяй, погр.60;
2-Шуконяй, погр.69.
Размер и количество рядов полусфер зависел от ширины пояса: узкие украшались одним рядом, широкие - тремя. Имеются пояса с территории населенной куршами на которых пять или даже шесть рядов полусфер ( кА например, в Лайвяй), правда в таком случае диаметр их меньше (Volkaite-Kulikauskiene R., 1997, psl. 59).
Очень часто в качестве украшения использовались тонкие бронзовые четырехугольные пластинки, которые целиком покрывали поверхность пояса (как это показано на рис 1, рис 2;1). Крепились они маленькими бронзовыми гвоздиками и имели разную ширину: от 0,3 до 0,5 см. На поясе накладки располагались близко друг к другу, не оставляя промежутков. В некоторых случаях подобные накладки/пластинки были больших размеров. Например, в Гиркаляй, в погребении ном 49, найден пояс покрытый квадратными накладками со сторонами 2 см ( рис 4) (Volkaite-Kulikauskiene R., 1970, psl. 135).
Рис. 4. Реконструкция пояса, украшенного квадратными бронзовыми накладками. Гиркалай, погр. 49, IX-X вв ( Volkaite-Kulikauskiene, 1997, psl.61).
Пояса с квадратными или прямоугольными накладками найдены также в Павирвяй, Гудай, в погребениях номер 44, 85 и в Яуняйкяй- в шести захоронениях. Обнаруженные там накладки были размерами 1,9 на 2,9 и 3 на 3. В VIII-IX вв. узкие (2,5-3 см) пояса из двойной кожи носили курши. Оба края пояса были отогнуты вверх и вся поверхность покрыта узкими поперечными накладками, на конце - бронзовый наконечник (Паланга). От куршей в IX-X вв. подобные пояса попали в область проживания жямайтов.(Tautavicius A., 1996, psl. 367).
Подобный способ украшения появился в VIII-IX вв. и был распространен не только в Литве, но и в других восточных регионах Прибалтики. Южная их граница достигает Польши( район Сувалки), северная граница- до Финляндии. Интересно, что накладки таких поясов в Финляндии крепились через определенные промежутки, равные ширине пластинки (Kikikoski E, 1951, 40-41, Taf 146:1118).
Изредка встречаются экземпляры, в которых сочетаются оба способа украшения: полусферами и пластинками. В таком случае поверхность пояса заполняется вертикально расположенными пластинками, а по краям - ряды полусфер (Юргайчай, Лайвяй). Получается, что оба конца пластинки заканчиваются полусферами, которыми она и крепится к поясу ( рис 5).
73
Рис. 5. Пояс с узкими накладками и рядами полусфер. Лайвяй, погр 99, X-XI вв. Реконструкция. (Volkaite-Kulikauskiene, 1997, pav.50)
Найдены пояса, вся поверхность которых оплетена тонкими бронзовыми скрученными проволочками, идущими вдоль пояса в несколько рядов. Фрагменты такого самобытного пояса обнаружены в Лайвяй (рис 6) (SLP-I, Pav. 553).
Рис. 6. Пояс, оплетенный рядами бронзовых проволочек. Лайвяй, X-XI вв. Реконструкция. (Volkaite-Kulikauskiene, 1997, pav.51)
Интересен еще один вариант украшения - короткими бронзовыми гвоздиками, которые вбивались в кожаную основу пояса так, чтобы создавался определенный рисунок. Например, один или два ряда гвоздиков шел по краю, а в центре - двойной или тройной зигзаг. Часто рисунком центральной части являлись ромбы большего или меньшего размера (рис 7). Интересно, что мотив ромбов на мужских кожаных поясах повторяет орнамент женских тканных или вязанных поясов. Наиболее яркие и хорошо сохранившиеся примеры найдены в Мажейкяй (SLP-I, Pav. 547-551). Хронологически такой тип поясов появился позже остальных, вероятно в начале II тысячелетия.
Рис. 7. Кожаные пояса с узором из бронзовых гвоздиков. Мажейкяй. ( LAB, 1961, psl.439)
Пояса балтских племен очень самобытны по своему содержанию (наличие распределительных колец, обоймы нетипичной формы и орнамента, подвески-амулеты) и элементам украшения (прямоугольные накладки/пластины, гвоздики, конусы и т.д.).
Применительно к прусскому археологическому материалу с территории Калининградской области мы можем оперировать данными раскопок таких могильников как Ирзекапинис,Доллькайм,Кауп.
В ходе раскопок Ирзекапинис,в погр номер 132 обнаружены детали поясного набора, а именно: бронзовая лировидная пряжка, обоймица и кольцо ( рис 8).
Рис 8. Детали поясного набора. Ирзекапинис, погр 132.(Кулаков В.И., 1999, с. 256)
Из всего поясного набора, на территории исторической Пруссии – пряжки с обоймицей или без нее встечаются чаще всего.В прусских древностях VI-XIII вв. пряжки типологизируются прежде всего на основе анализа формы рамки. Внешний вид пряжек IX-XII вв. и их эволюция показаны на рис 9.
Рис. 9. Хронология прусской культуры IX-XII вв. (Кулаков, 2003, рис. 149)
6-Кауп, К-7971;
7-10- Ирзекапинис (Y-106, Y-1, Y-132, Y-121)
Кулаков В.И. в своей монографии «Древности Пруссов» мужские пряжки делит на 6 типов, в данной работе описаны два типа, с полной классификацией можно ознакомиться в указанной монографии. Тип 1- пряжки с овальной рамкой (реже круглой формы). Н от 0,8 до 0,4 см, без орнамента ( Н-соотношение высоты и ширины рамки пряжки). Сечение рамки овальное или круглое обоймица у половины пряжек отсутствует, подовляющая их часть изготовлена из бронзы. Подтип 1.1-пряжка с овальной рамкой ( Н=0,5) с прямым язычком. Сечение рамки в основном круглое, в случае наличия щитка-обоймицы для крепления ремня обоймица имеет прямоугольную форму.
Тип 6-рамка лировидная, все пряжки изготовлены из бронзы, язычок зачастую железный. Постепенно типы 1-5 у пруссов сменяются лировидными пряжками (тип 6), самая ранняя из которых в погребении 17 могильника Ирзекапинис датируется первой половиной X в. (Кулаков В.И., 1990, с.25-26).
74
Импортные пояса
Часто мужской наборной пояс мог быть не местного производства или носить следы явно не прусского влияния. Такие пояса или, чаще всего отдельные его части (накладки, наконечники) следует считать импортом. На рассматриваемой нами территории чаще всего это будет скандинавское происхождение пояса.
Очень интересный подобные находки скандинавского происхождения были обнаружены на соседних с нами регионах. Например, при раскопках поселения Трусо (Польша) были найдены две серебряные накладки с колечками для подвешивания каких-либо предметов (вероятно, ножен) (рис 10;2). Данные накладки крепились тремя штифтами 0,09 см высотой, на лицевой стороне виден орнамент с восточным влиянием. Рядом с ними изображение небольшой бронзовой накладки диаметром 1,3 см, которая также имеет колечко (рис 10;1). Там же, в Трусо, найден еще один интересный экземпляр накладки, несущей на себе элементы восточного влияния, вероятно, византийского. Эта накладка (рис11;1) высотой 3,4см, шириной 1,8см имеет вытянутую вертикально форму, орнамент в виде креста с элементами волют, заполненный эмалью красного цвета. Рядом с ней ( на рис 11;2) прямоугольная накладка, размером 3,8 на 2,1. На ней изображение коня или ослика, материал из которого она изготовлена – бронза с позолотой, датируется она VIII-IX вв. Под цифрой 3- бронзовая накладка, представляющая собой фигуру из двух голов. Головы явно принадлежат мужчинам, видно, что они имеют длинные конусовидные бороды и усы, волосы уложены в прическу.
Рис. 10. Накладки ремня из Трусо(Pacifica terra, Katalog wystawy, 2004, p.97,99).
Рис.11. Накладки ремня из Трусо(Pacifica terra, Katalog wystawy, 2004, p.98).
Если рассматривать находки, на территории Калининградской области, имеющие скандинавское влияние, то интересен парный серебряный наконечник ремня, обнаруженный в погр. 86 могильника Ирзекапинис. Данная находка аналогична наконечникам в кург. 74 могильника Гнездово (Кулаков В.И., Ирзекапинис, 1999, С. 246). Данные две идентичные находки интересны тем, что по всей видимости, крепились на конце ремня вместе, рядом друг с другом.
Несколько экземпляров наконечников ремня скандинавского происхождения найдено в ходе археологических работ на территории могильника Кауп.
В каталоге книги «Die Kultur dem Wikinger in Ostpreusen» можно видеть наконечник выполненный в стиле Борре, с зооморфной верхушкой (Muhlen B. 1975 Taf.43).
На территории могильника Кауп также найдены бронзовая накладка в виде крестообразно расположенных звериных морд с железной заклепкой в центре (рис.12;2 ) (Кулаков В.И., 2005, с.335 ). На рис 12,1 также изображена прорисовка серебряного наконечника ремня с выступом имеющим следы переделки(ремонта). Данный экземпляр поражает не только ценностью материала изготовления ( серебро с позолотой), но
75
сложностью и красотой орнамента, выполненного в стиле Боре. Подобного рода предметы эпохи викингов в Северной Европе восходят к меровингским прототипам. На оборотной стороне наконечник имеет прорезанную руну kaun, что дополнительно подчеркивает высокий социальный статус владельца. Находка происходит из Каупа (или из могильника в окрестностях современного г. Эльблонга, Польша) и датируется IX в. (Кулаков, 2001, С. 189).
Рис.12. Украшения из курганов Каупа (Кулаков В.И., Кауп и Доллькайм, 2005, с.335-336).
Если говорить о пряжках не прусского происхождения, то стоит обратиться к работе немецкого археолога Gaerte W. «Urgeschichte Ostpreussens», 1929. В данной публикации упомянаются пряжки, имеющие надписи средневековым готическим шрифтом AMOR VINCIT –« Любовь побеждает» и AVE MARIJA – «Радуйся, Мария» (рис 13). Такие надписи можно обнаружить в основном на одночленных пряжках, в двучленных, относящихся к этому периоду, надписи встречаются реже. По своей форме пряжки были четырехугольные или эллипсовидные и делались в основном из железа (Gaerte W., 1929, 328)
Рис.13. Пряжки. a, с, h)Шульштайн, окр. Кенигсберг; b,d)Настренен, f) Шудиттен, окр. Фишхаузен, с, g) Шилиттер в Тильзите (Gaerte W., 1929, Taf.332).
На территории современной Литвы так же найдены части поясного набора не балтского происхождения. Во время раскопок городища Каукяй на юго-западе Литвы обнаружены бронзовые накладки в форме сердца или бабочки, украшенные орнаментом из бороздок и насечек (рис 14). На обратной стороне сохранились 3-4 штифта для крепления.
Рис.14. Накладки пояса( Kulikauskas P., 1982, pav.110).
По изяществу и качеству выполнения их можно считать ювелирными изделиями. Аналоги подобным накладкам в литовской археологической литературе не встречаются, тем не менее в Каукяй они были обнаружены в большом количестве (Kulikauskas P., 1982, psl.76). Ближайшие аналоги можно обнаружить в могильнике Вершвяй и Черниговском некрополе, где, по мнению Рыбакова Б.А., они украшали пояс для ношения ножен или портупею(Рыбаков Б.А., 1949, т.2, с.54).
Список сокращений
ГИМ – Государственный исторический музей
МИА – Материалы и исседования по археологии
САИ – сборник археологических источников
LAB - Lietuvos archeologijos bruožai
Литература
Древняя Русь. Быт и культура.М, 1997, с. 283
Кулаков В.И., 1990. Древности Пруссов. VI-XIII вв. САИ. Вып. 4. Г 1-9. М.
Кулаков В.И., 2001. Уникальный экспонат Музея «Пруссия» // Lietuvos Archeology a. Skariama Reginos Volkaities-Kulikauskienes 85-meciui. Vilnius. T.21.
Кулаков В.И., 2005. Кауп и Доллькайм: депаспортизованные сокровища викингов. // II Городцовские чтения. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию деятельности В.А. Городцова в ГИМ. М.
Мурашева В.В., 2000. Древнерусские ременные наборные украшения ( X-XIII вв.), М.
Рыбаков Б.А., 1949. Древности Чернигова. МИА. т.2.
Gaerte W., 1929. Urgeschichte Ostpreussens. Königsberg.
Kivikoski E., 1973. Die Eisenzeit Finnlands. Helsinki.
Kulikauskas P., Kulikauskiene R., Tautavicius A., 1961. Lietuvos archeologijos bruožai. Vilnius.
Kulikauskas P., 1982. Užnemunes piliakalniai. Vilnius: “Mokslas”.
Mühlen B., 1975. Die Kultur dem Wikinger in Ostpreusen
Nerman B., 1958. Die Verbindungen, S 124; “Senove”, senoves lietuviu papiosalai. I // Lietuviu laudies menas. Vilnius.
Tautavi?ius A., 1996. Vidurunis geležes amžius lietuvoje (V-IXa). Vilnius.
Volkaite-Kulikauskiene R., 1997. Senoves lietuviu cbrabužiai iz ju papiošalai (I-XVIa). Vilnius.
|