I Введение
Рис 5. С. 16
Рис 6. С. 17
7
Письменные источники не оставили нам никаких сведений о «моде» древних литовцев. Только начиная с XIVв. находим одно-два упоминания общего характера об одежде того времени, но и эти сведения чаще всего об одежде верхних слоев населения. То же можно сказать и о единичных иллюстрациях (оттисках) XIVв. Самый старый иллюстрационный материал (исключая гравюры) – XVI века. Это свод рисунков, выполненных рукой Zigizmundo Helto, являющихся украшением знаменитой библиотеки барона von Lipperheipe в Берлине. Z. Helt в 1570-1580 годах, в формате 31х20,5 см. из различных источников скопировал цветные изображения одетых фигур различных национальностей. В этом своде есть изображение литовского крестьянина и крестьянки. Кроме того в книге костюмов венецианца Cesare Vecellio, что была выпущена в 1598 г. в Венеции, находим фигуры большинства народов мира, среди них и литовцев. В этой книге изображен литовский воин, судя по одежде – вельможа. Это самые ранние источники, по которым можно судить об одежде литовцев второй половины XVI века.
Одежда простых крестьян может быть реконструирована, опираясь на данные археологии, полученные из раскопок захоронений. На них, по большей части, и опираются при реконструкции одежды балтов.
Показательно, что имеющиеся данные различных эпох и из разных районов Литвы очень неоднородны. Причина этого, во-первых, в неодинаковом количестве исследованных объектов в разных частях Литвы. Одни районы исследованы больше, другие меньше, но основная причина – это различия в способах захоронения различных эпох. Понятно, что более достоверные и полные сведения будут получены из несожженных, так называемых qriautiniu, могил. В таких могилах можно видеть расположение украшений в захоронении, а от этого говорить о предназначении одежды, частично даже о ее форме. Кроме того в qriautiniu могилах есть шанс обнаружить органический материал(ткань) даже в виде небольших лоскутков. В дополнение к этому, бронза, из которой выполнялось большинство украшений, имеет консервирующие свойства, поэтому часто около украшений находят фрагменты тканей. Накапливаясь, такие кусочки раскрывают предназначение одежды, ее качество.
8
В последнее время стараются реконструировать хоть какую-то часть одежды из трупосожжений. Больше шансов есть законсервировать остатки одежды более поздних веков, поэтому лучше могут быть реконструированы одежды балтов IX-XII веков. Тем не менее, некоторые части одежды, особенно головной убор (покров), который отличается особенным разнообразием и пышностью, может быть реконструирован начиная с периода до н.э. Именно в этот период головные уборы отличались особенной самобытностью и пышностью. Начиная с первых веков н.э., имеются уже остатки самих тканей, фрагменты лент, целые шапочки, щедро покрытые бронзой. Начиная с III-IVвв. Можно говорить о поясах (лентах) и об их украшении. Во второй половине I тысячелетия н.э. Появляется еще больше источников о головном уборе, уже можно выделить отличия по областям в украшениях головы. На середину I тысячелетия имеются остатки обуви, а на первую половину II тясычелетия – платки, плащи и другие части одежды. Опираясь на все эти источники и добавив сравнительный материал с соседних территорий, целью данной монографии будет как можно точнее реконструировать отдельные части одежды балтов, или даже целый костюм, начиная с Железного века до XVI в.
Краткая история исследований
Исследования одежды древних литовцев уже имеют свою историю, хотя специальных, обобщающих работ явно не хватает. Первой, пробной работой по этому вопросу следует считать небольшую статью, изданную в 1939г. в Клайпеде. Статья была посвящена одежде жителей Клайпеды и наибольшее внимание в ней уделялось головному убору и его украшениям.
Год за годом, с расширением исследований могильников, накапливался материал. Появлялись возможности более широко исследовать внешний вид балтов, их украшения. В первую очередь стоит упомянуть две книги - «Украшения древних литовцев», составленные автором в паре с R.Rimantiene2. В этих книгах на основе конкретных археологических данных и при помощи большого количества рисунков украшений авторы реконструируют костюмы разных хронологических эпох разных районов Литвы. Упомянутые книги, особенно первая, имели большое значение для развития современного народного искусства (при создании эскизов костюмов для народных ансамблей, при изготовлении копий украшений, подготавливая выставки в археологических экспозициях музеев).
По причине обилия источников в начале больше всего исследовался головной убор и способы его украшения. Этому вопросу было уделено немало статей, работ3. Позже стали появляться работы, рассматривающие и другие части одежды, начиная с Железного века. Здесь в первую очередь следует отметить книгу автора «Литовцы IX-XII вв.»4, посвященную исследованиям одежды балтов IX-XII вв. В разделе «Одежда и украшения» этой книги автор характеризует все части одежду балтов IX-XII вв., как мужчин, так и женщин. Позже была издана работа5 на русском языке с кратким описанием одежды древних литовцев от периода до н.э. до XVII в., но эта работа была сильно сокращена редакцией и не известна широкому читателю.
До сих пор лучше всего изучен внешний вид балтов до XIII в. Хотя в последнее время намного больше внимания уделяется более поздним векам, тем более, что после принятия христианства стала практиковаться ингумация, что дает более конкретные археологические данные. По данному вопросу может быть упомянута статья O. Kunciene. В своей работе, опирающейся на Шарский могильник (Швенчёнский район), автор воссоздает женский головной убор и украшения восточно Литвы XIII-XV вв.6, но, по словам самого автора, костюмы его интересуют только как часть прикладного искусства7. Большой недостаток его работы в том, что в ней не привлекаются археологические данные за XIV-XVI вв., которые должны быть основой такого исследования.
Наиболее полные, обширные работы в области мужской и женской «моды» XIV-XVI вв. были выполнены Saule
9
и Vytaytas Urbanavicius. Последний исследовал большинство захоронений этого периода. Результатом одного из таких исследований стала отдельная публикация8. Одеждой XIV-XVII вв. специально занималась и S. Urbanaviciene, которая свою работу представила в виде диссертации «Праздничная одежда в литовской деревне XIV-XVII вв. »9.
Источники
Основной источник в исследованиях облика балтов – археологические данные, в первую очередь из раскопок захоронений. Самым ценным источником являются несожженные захоронения, т.к. В них часто обнаруживаются фрагменты одежды, по которым можно установить тип ткани (шерстяная или льняная), технику изготовления, даже рисунок. Крой одежды помогает реконструировать положение украшений в могиле. Особенно важно положение застежек, фибул, которые помогают установить способ крепления одежды, разрез ворота и другие детали. Украшение края одежды спиралями показывает ее форму и длину. Благодаря найденным в районе шеи и запястий остатков ткани можно судить о дине рукавов и величине разреза ворота.
Так как в разные периоды времени и в разных районах Литвы умерших хоронили, как сжигая, так и нет, то понятно, что источники очень неоднородно отражают облик балтов, как в территориальном, так и в хронологическом плане. Не кремируя хоронили в раннем Железном веке (500 – 0 гг. до н.э.) и в первых веках н.э. (0-400 гг.). Находки законсервированных тканей и вообще органического материала есть только начиная с первых веков н.э. Здесь стоит упомянуть шерстяные фрагменты ткани из кургана Швенчёньского района. В Курмайчах (район Кретинги) в могиле богатой женщины (N22) кроме остатков пышного головного убора был обнаружен моток (шарик) шерстяных ниток. В Меджонах (район Пренай) был найден самый старый кусочек льняной ленты10. Так как таких находок очень немного, то при реконструкции одежды приходится полагаться на украшения, которые встречаются гораздо чаще.
Основные части одежды были одинаковы, и раздичия во внешнем облике жителей разных регионов касались, в основном, украшений. Как пример, в женской могиле N36 (дельта Немана) было обнаружено 20 находок, основную часть которых составляли особенно красивые украшения. На основе этих находок и подобных им E. Jovaisa реконструирует облик мужчины и женщины первых веков до н.э. ( E. Jovaisa. Nemuno delta iz atradimai. V., 1991. P.12-20. Autoriaus leidinys).
В последнее время после исследований захоронений в Западной и Центральной Литве, появилось больше информации, касающейся середины Железного века, особенно второй его половины. Стоит отметить грунтовые захоронения из Саунгин (Шауляйский район)11. Результаты исследований могил из Кайренель12 (район Радвилишкес), районов Шилялес13, Маджорю (район Кярме), грунтовых могильников14 Каштаналю (район Шилялес)15, Пожерес (район Шилялес)16 (вторая половина Железного века, VII-VIII вв.) и многие другие, которые будут использоваться в разных частях этой книги.
Интересно Плинкайгальское захоронение (район Кедайняй), что в 0,2 км на юг от дороги, на левом берегу реки Шушве. Исследовано 360 griatiniu могил III-V веков и 8 трупосожжений VII в. Показательно, что это захоронение расположено на удалении 0,2 км на эго-запад от известного захоронения Пашушве, которое упоминалось уже в XIX в. Можно сделать предположение, что это одно и то же захоронение, тем более, что в хронологическом и культурном плане они идентичны. Систематическое исследование Плинкайгальского захоронения дало очень важные сведения о III-V вв. В глаза бросается обилие и разнообразие украшений, положение которых у костей позволяет реконструировать одежду умершего, особенно мужчины-воина. Отчет о раскопках данного объекта широко известен, проиллюстрирован несколькими реконструкциями и является важным источником
10
в исследовании одежды Центральной Литвы середины Железного века17.
Начиная с VI-VII вв. н.э. сначала на востоке, а затем и в Центральной Литве, появился новый обычай трупосожжения. Из-за этого возможность исследовать эти области на находки второй половины I тысячелетия и начала II тысячелетия сильно сокращается. Дольше всего обычай трупоположения сохранялся на побережье, куда кремация проникала понемногу. В Жемайтии и на юге Центральной Литвы преобладали исключительно griautiniai или трупоположения. Поэтому не случайно лучше всего одежда балтов конца I тысячелетия – начала II тысячелетия может быть реконструирована с побережья Литвы, ее западной и центральной частей. На побережье самый большие куски ткани был обнаружен в могильнике Кяуляйку (район Кретинги) в могилах N 17, 19, 70, 151. Наибольшее количество отдельных частей одежды найдено в могильнике жемайтов VIII-XI вв., раскопки которого активно велись в последнее время. Интересны также захоронения в Упинах, Жвилах (район Шиляле) и в Букавенах (район Шилуте). На ткани было особенно богато последнее захоронение (могилы N 118, 183, 220, 221, 224). Воткнутые в одежду фибулы, броши, прикрепленные к ним бронзовые подвески законсервировали фрагменты одежды и это бесценный источник для реконструкции (рис 5.).
Нельзя не упомянуть тканую ленту из района Шилялес, на ней невооруженным взглядом можно различить, что на светлом фоне темными нитями выткан рисунок (рис.6; 1) и фрагмент ленты из могильника N9 (рис.6; 2). Кроме того, немало лент обнаружено в могильнике Макальнишкес (район Шиляле) около останков (скелетов) коней. Такими лентами связывались лошадиные гривы и хвосты.
Кроме фрагментов тканей, имеются также остатки шапочек, обуви. Выделяются захоронения с юга Центральной Литвы, где преобладают исключительно griautiniai могилы, что сразу уваличивает количество источников для реконструирукции. Стоит упомянуть захоронение Стингю (район Йонишкес), в котором обнаружены такие редкие находки, как мужская обувь, головной убор18.
Аналогичные вещи найдены в уже давно изученном захоронении Линкснучю и в исследованном в 1988-1989 гг. захоронении Шиконю (оба в Пакройском районе). Особенно выделяется женская могила N135 изи погребения Гуду (район Акмяне). В ней, кроме обычного погребального одеяния, обнаружены 3 каменные формы для литья, завернутые в ткань и скрепленные бронзовой застежкой. Эти находки охарактеризованы в докторской диссертации I. Vaskeviciute19.
Лучше всего может быть реконструирован внешний вид литовского крестьянина XIV-XVI вв. Так как после принятия христианства обычай сжигать умерших, как языческий, был запрещен. Умерших исключительно хоронили. В последнее время стали больше изучать могильники этого периода: 10 лет назад исследовалось 80 могильников с 3000 могилами в них. В настоящее время исследовано 150 могильников, в которых насчитывается около 4000 могил. Правда, могилы этого периода не богаты находками, тем не менее, обнаружение неразграбленных экземпляров дает достаточно полное представление об одежде крестьянинаXIV-XVI вв. Кроме того в это число входят могилы XVII в., в которых совсем нет находок. Но отобрав из всего количества могил неразграбленные и более богатые на находки можно воссоздать внешний вид крестьянина того времени. Реконстровать «моду» того времени очень помогают первые письменные источники и иконографический материал. Уже упоминалось большое значение кодекса S. Helto XVI в. В нем находим рисунки, по которым можно воссоздать внешний вид литовцев. Это самый ранний источник первой половины XVI в. Не менее ценны более поздние источники XVII-XVIII вв. Это работы J.A. Brando20, T. Lepnerio21, C. Hartcknocho (K. Hartknocho)22, M. Pretorijaus23 и другие.
11
Принимая во внимание консерватизм литовских крестьян, можно опираться на данные этнографии. В этом смысле важны статьи литовских этнографов, в которых подробно исследуется мужская и женская одежда24. Кроме того, при реконструкции много дает сравнительный анализ с данными соседних стран – в первую очередь Латвии, в которой уже проделана большая работа в этой области25. Так же важны исследования одежды соседних славян26 и работы ученых из Европы27.
|