II Некоторые вопросы прядения и ткачества
Рис 1. С. 13
Рис 2. С. 13
Рис 3. С. 14
Рис 4. С. 15
Рис 5. С. 16
Рис 6. С. 16
Рис 7. С. 17
Рис 8. С. 17
12
При нахождении остатков ткани, не важно в каком объеме и состоянии, возникают вопросы связанные с изготовлением пряжи, способам прядения. Отчасти на эти вопросы отвечают орудия труда, найденные в ходе археологических раскопок. Самое простое орудие прядения, известное с неолита и до появления прялки - это веретено. В Западной Европе прялка была известна уже в XV в. В разных странах использовать прялку стали в разное время, поэтому веретеном пряли и в XIX в., а в Литве кое-где - до начала XX в.
Веретено - это круглый в сечении деревянный черенок, чуть утолщенный в середине. На одном конце веретена расположен маховик для создания нужного веса при вращении веретена. Так как деревянное веретено со временем сгнивает полностью, обычно обнаруживаются только маховики, называемые пряслицами (рис. 1-4). Пряслица - частая находка в могильниках, но они гораздо реже встречаются в культурном слое городищ. На данный момент собраны целые коллекции пряслиц со всех областей Литвы. В разных районах они отличаются размером, формой, орнаментом и материалом, из которого изготовлены. Понятно, что все эти элементы определяли веса пряслица, от которого, в свою очередь, зависела скорость вращения веретена. Например, в грунтовых могильниках жемайтов преобладают пряслица из песчаника. Обычно они плоские, в форме низкого цилиндра, в диаметре 5 см. и 1,5 см. высотой, иногда орнаментированы. Мотивы орнамента: черточки, концентрические борозды, треугольники, ямки. Гораздо реже попадаются глиняные пряслица. Наглядно это показывают раскопки 1967-68 гг. в Букавенах (район Шилуте). В этом захоронении в женских могилах найдено 28 пряслиц и 1 случайно, в разграбленной могиле. Из 29 пряслиц только 4 глиняных, остальные из песчаника (рис.1). Глиняные пряслица имеют форму низкого цилиндра. Иногда находят глиняные пряслица в форме двойного усеченного конуса. Например, в женской могиле N5 в Волчьем Углу (район Шилуте), найдено именно такое пряслице, 4 см. на 2 см., украшенное выемками. Вообще каменные пряслица характерны и для юга Центральной Литвы, т.е. В области проживания Земгалов.
На побережье Литвы кроме обычных каменных прялиц попадаются и янтарные, украшенные рисунком из ямок (рис. 2). Из-за дороговизны материала они обнаруживаются редко, только в богатых могилах. Это указывает, что богатые женщины использовали более дорогие, лучшего качества орудия прядения. Имеется всего несколько экземпляров костяных пряслиц.
На востоке Литвы почти всегда использовались глиняные пряслица, иногда их находят по несколько в одной могиле. Чаще всего они имеют форму двойного усеченного конуса, но встречаются и в форме плоского цилиндра. Большинство из них орнаментированы (рис.3). Первые очень любили украшать
13
шахматным рисунком, а пряслица в форме цилиндра чаще всего горизонтальными зарубками.
Отдельную небольшую группу составляют пряслица из шифера, которые чаще всего находят в более поздних слоях городищ. Они, несомненно, импортного происхождения, из Киевской Руси1.
Величина пряслица, особенно его вес, определяли качество скручиваемой нити. Установлено, что при использовании более легких пряслиц получались более тяжелые и рыхлые нити, а при более тяжелом - тонкие и сильнее скрученные. Неодинаковые пряслица изготовлялись в каждой семье, а импортные шиферные пряслица все стандартной формы и веса. Следовательно - это продукция специальных мастерских.
Частое присутствие пряслиц в женских могилах указывает на то, что прядение нитей в жизни женщин занимало важное место. Пряли в каждой семье, только в богатых семьях использовались более дорогие орудия, лучшего качества. Дошедшие до наших дней кусочки тканей показывают, что женщины умели прясть нити нужного им диаметра в зависимости от типа ткани (рис. 5).
Остатки тканей из могил еще не достаточно изучены, поэтому тяжело говорить о специфике ткани и технике изготовления. Новые данные по этому вопросу имеем только из центра реставрации и консервирования P. Gudyno, где были проведены анализы тканей XIV-XVI вв. Для исследований брались лоскутки тканей из
14
15
могильника Бечу (район Укмярге)2. Определены различные способы прядения, плетения тесьмы (вероятно, для отделки одежды). Установлено, что весь Железный и более ранние века ткали льняными и шерстяными нитками.
Лен ткался по типу двунитки - это самый простой способ, когда лицевая и изнаночная стороны полотна получались однинаковые. (1/1) - числитель указывает число нитей основы, знаменатель - уток. Шерстяные ткани для верхней одежды ткались более сложно: с тремя ремизками (2/1, 1/2) или с четырьмя (2/2). Сам собой возникает вопрос: на каких же станках ткали? Отчасти на этот вопрос отвечает техника ткачества. Долгое время, до нового Железного века, ткали на вертикальных станках. Это показывают тщательные анализы тканей из могильника в Паланге. В женских захоронениях этого могильника была найденаверхняя одежда - фрагменты платка, по которым видно, что его края вытканы тесьмой. Такая техника использовалась при работе на вертикальном станке.
A. Zarinia, которая изучала ткани VII-XIII вв. в Латвии, пришла к выводу, что горизонтальные станки появились не территории Латвии только к XII в. Появление этих более совершенных станков она связывает с широким распространением сукна (ткалось с 3-мя ремизками). Кроме того, в это время уже появились и более декоративные ткани, например, клетчатые3. В XIII в. отмечается и более сложная техника, которая позволяла ткать толстые плотные ткани.
Похожая ситуация была и в Литве. Горизонтальные станки здесь появляются в начале II тысячелетия. Почти в это же время их стали использовать на территории соседних славян. Например, в Ополе на горизонтальных станках ткали уже в X в., а в Гданьске их распространение приходится на X-XIII в. A. Nahlik, просмотрев все доступные ему археологические и письменные источники, пришел к выводу, что в X-XIII в. вся европа перешлаот вертикальных к горизонтальным станкам6. Не могла быть исключитением и Литва. Понятно, что более совершенные станки не стали использовать по всей стране одновременно. Это связано с различным развитием экономики, общественных отношений различных областей.
16
Говоря о ткачестве следует отметить появление (уже в первых веках н.э.) самых простых тканых лент, изготовленных в технике свивания (плетения на дощечках? - прим. перев.). Находят ленты из цветных нитей относящиеся к X веку. Типичный пример из Пагауде, где в женской могиле найдена лента выполненная в наборной технике (рис. 6.; 1,2). То, что плетение лент было распространено в быту, видно из того, что в женских могилах часто находят миниатюрные наборы инструментов для ткачества. Такие миниатюрные наборы изготовлялись специально для погребений. Люди того времени верили, что в загробной жизни они будут обменены на инструменты натуральной величины.
Миниатюрные наборы для ткачества (плетения) обнаруживаются почти во всех захоронениях Железного века на территории литовского побережья. Наиболее важные места таких находок - это могильники в Ангуляй, Гинталишкес, Гиркалай, Кауляйкяй, Паланге и др. Чаще всего такие наборы находят в женских трупосожжениях, изредка - в хронологически более ранних griatiniau могилах (Гинталишкес, Паланга), где они обычно располагались в изголовье умершей.
Комплект миниатюрных инструментов состоял из вырезанных из тонких листов металла четырехугольных пластин, имеющих по отверстию в каждом углу. Размер пластин: от 1,1х1,3
до 2,2х2,8 см., иногда присутствует орнамент. Далее в комплект входят: небольшой бронзовый нож, метелка из скрученной и связанной бронзовой проволоки или из скрученной жести с краями разрезанными в виде бахромы; бронзовая игла; бронзовые пряслица и др. Все эти изделия связаны вместе
17
и уложены в могилу. Иногда в могиле их находят внутри берестяной коробочки7 (Яздай) (рис. 7).
К такому комплекту часто добавлялось бронзовое шило или игла. Они были изготовлены в натуральную величину. Часто части комплекта находят поодиночке, отдельно.
Несомненно, нельзя эти наборы трактовать как настоящие инструменты, которые, скорее всего, были дороги и поэтому в могилу не клались. Они заменялись такими специально изготовленными миниатюрами8. Обычно весь комплект был из бронзы и редко из янтаря. Характерные примеры имеем из могильников Паланга и Ладзининкай9. В Паланге в женской разграбленной могиле были найдены 4 четырехугольные пластинки размерами 2,3х2,4 - 2,3х2,7 и толщиной 0,4 см.; янтарный нож длиной 7,2 см.; янтарное пряслице со стержнем (веретеном) длиной 3,5 см. Еще одни такое пряслице, только с более длинным (10 см.) стержнем было найдено в другой могиле (рис. 8). Все эти инструменты, хотя они и больше бронзовых по размеру, должны трактоваться как миниатюры, т.к. В быту не использовались и для работы не годились. Больший и размер определил тяжелый для изготовления миниатюр материал - янтарь.
18
Кроме уменьшенных копий инструментов в могилах обнаружены фрагменты лент. Ленты ткались примитивной техникой свивания (плетения). Рисунок чаще всего был геометрическим, особенно в виде четырехугольников, расположенных вершинами в разные стороны. Нити были двух цветов: на светлом фоне явный темный рисунок. Ленты, найденные в Каулейкай и Пакальнишкес были свиты из нитей двух цветов: белых и рыжих (бурых). Понятно, что без специальных исследований в настоящее время цвет установить сложно, но попадаются нити явно цветные, и это видно невооруженным глазом.
Следует отметить, что часто в состав таких наборов миниатюр входили не только инструменты для плетения, но и для ткачества (миниатюрные пряслица), шитья (иглы), чесания льна и шерсти (гребни) и т.д. Все это указывает на разнообразную деятельность женщин в доме, хозяйстве.
Рис. 1. Каменные пряслица. Бикавенай, X-XI вв.
Рис. 2. Янтарные пряслица. Лаздининкай, X-XI вв.
Рис. 3. Глиняные орнаментированные пряслица. Чёбишкес (1), Жвирбляй (2), X-XI вв.
Рис. 4. Шиферные пряслица из разных мест, XI-XIII вв.
Рис. 5. Законскрвериванные в могилах фрагменты тканей. Жвилай, могила N4, X-XI вв.
Рис. 6. Фрагменты тканых лент. Парагаудис (1), X в.; Кауленкяй (2), IX в.
Рис. 7. Миниатюрные инструменты для ткачества. Андуляй (1), Яздай (2), X-XI вв.
Рис. 8. Янтарные миниатюрные инструменты: части комплекта (1) и дощечки (2). Паланга, IX-XI вв.
|
|